Общие черты, свойства Конституции РФ
В Конституции РФ впервые в конституционном законодательстве нашей страны закреплено верховенство Конституции, направленное на утверждение правового государства, поскольку речь идет и о подчинении государства Конституции. В части 2 ст. 4 говорится, в частности, что Конституция РФ имеет верховенство на всей территории РФ. Это означает, что в иерархии законов и иных правовых актов она стоит на самом высоком месте и имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам на территории страны, в том числе и федеральным, включая федеральные конституционные законы. Из этого свойства Конституции РФ, на наш взгляд, вытекает также, что не только законы и иные правовые акты, но и конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и не могут ей противоречить, хотя прямо об этом и не говорится в Конституции РФ. Часть 1 ст. 15 Конституции РФ гласит, что Конституция имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории РФ и что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Конституции республик и уставы других субъектов РФ — это тоже законы, принимаемые в РФ. Кроме того, обеспечивая высокий уровень самостоятельности субъектов РФ, Конституция РФ в п. «а» ч. 1 ст. 72 записала, что обеспечение соответствия конституций и уставов субъектов РФ, их законов и иных нормативных актов Конституции РФ и федеральным законам находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Важно также отметить, что именно Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии конституций республик и уставов иных субъектов РФ Конституции РФ и если признает их или их отдельные положения неконституционными, то они утрачивают силу и подлежат отмене.
В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации» от 5 октября 1995 г. указывалось на недопустимость нарушения Конституции РФ при разработке и принятии конституций республик, уставов других субъектов и предлагалось устранить имеющиеся здесь нарушения. Для примера можно указать на то, что в Конституции Республики Тыва, принятой в октябре 1993 г., т.е. до принятия Конституции РФ, было в первой статье записано, в частности, что она имеет право на выход из состава РФ путем всенародного референдума этой республики. Но такого права за субъектами РФ, в том числе и за республиками, не закреплено в Конституции РФ. Такая запись в конституции одной из республик ставит под вопрос самые основы федеративного устройства РФ и поэтому несовместима с Конституцией РФ.
Конституция РФ, в отличие от прежних советских конституций, которые обычно именовались «Конституция (Основной Закон)...», не содержит такого подзаголовка, но это, на наш взгляд, не означает, что она, по существу, не может рассматриваться основным законом нашей страны. Во-первых, общепризнанным является то, что в конституции отражаются и закрепляются самые важные и фундаментальные основы общественного и государственного строя страны; во-вторых, конституция представляет собой основу всей правовой системы, «закон законов», базу текущего законодательства; наконец, в-третьих, Конституция РФ — это важнейшая часть, конституционного законодательства. Уже из этого вытекает, что Конституция РФ может и должна рассматриваться как Основной Закон страны. Если положение о верховенстве Конституции РФ дает ответ на вопрос о ее преобладании, превосходстве в рамках субординации с другими законами с точки зрения их юридической силы, то положение о том, что Конституция РФ — это ее Основной Закон решает вопрос о такой субординации, о таком приоритете, примате с точки зрения заложенного в ней содержания и его значимости. При этом подчеркивается основополагающий и особо важный характер содержащихся в ней установлений, их не рядовое, не обычное, не текущее значение.
Текущее законодательство конкретизирует и развивает положения Конституции РФ, исходя из ее не только буквы, но и духа. Конкретизацией и развитием положений Конституции РФ является и издание предусмотренных в этих целях самой Конституцией федеральных конституционных законов К их числу относятся, в частности, законы: о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65); об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137); о референдуме (п. «в» ст. 84); о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87); о чрезвычайном положении (ч. 2 ст. 88; ст. 56); о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); о судебной системе РФ (ст. 118); о Конституционном Суде РФ (ч. 3 ст. 128); о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст. 128); о Высшем Арбитражном Суде (ч. 3 ст. 128); о Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135) и др., часть из которых уже разработана, обсуждена и принята. Конституция РФ конкретно предусматривает и издание многих обычных (не конституционных) федеральных законов (например, о гражданстве — ст. 6; о военной службе — ст. 59; об альтернативной гражданской службе — ст. 59; о статусе столицы РФ — ст. 70; о порядке выборов Президента РФ — ст. 81 и др.), многие из которых также уже приняты и действуют. Следует отметить и то, что Конституция РФ нередко в общей, неконкретной форме отсылает к обычным федеральным законам и т.д. (ч. 1 ст. 35, ч. 3 ст. 36; ч. 5 ст. 37 и многие другие).
Еще одним важным свойством Конституции РФ является то, что она является нормативным актом прямого и непосредственного действия. Это закрепляется в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ (прямое действие) и в ст. 18 (непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина). Прямое и непосредственное действие Конституции РФ особенно важно для обеспечения и защиты прав и свобод личности. Не случайно поэтому в прежних, советских конституциях такое установление отсутствовало, хотя во многих демократических странах, где нет соответствующего положения в конституции, ее прямое действие реализуется в судебной практике. Но и этого не было у нас. Теперь же любой гражданин нашей страны имеет возможность требовать защиты своих прав и свобод в судах, опираясь только на положения Конституции РФ. Прямое и непосредственное действие норм Конституции РФ фактически предусматривается и в ряде иных случаев, хотя во многих других предусматривается издание обычного или конституционного федерального закона.
Похожие работы:
- Общие черты, свойства Конституции РФ
В Конституции РФ впервые в конституционном законодательстве нашей страны закреплено верховенство Конституции, направленное на утверждение правового государства, поскольку речь идет и о подчинении госу...
- Понятие и юридические свойства конституции
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают сле...
- Общие черты правового статуса
Хозяйственные общества и товарищества образуются на добровольной основе. Первые их участники (учредители) заключают между собой договор о создании общества или товарищества, о структуре управления им,...
- Общие черты субъектов гражданского права
Субъекты гражданского права - это участники регулируемых гражданским правом отношений (лица - физические и юридические), наделенные гражданской правосубъектностью.
Общие черты (здесь и далее выражен...
- Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения
Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, обязательность которого обеспечена санкциями гражданских проц...